Уникальный человек. Вечная память. ПРОЩАТЬСЯ С МИХАИЛОМ ЩЕТИНИНЫМ ПРИШЛО БОЛЕЕ 2000 ЧЕЛОВЕК
Статья в Вестях Образования:
10 ноября ушел из жизни великий педагог Михаил Петрович Щетинин. Последние месяцы его жизни были полны испытаний: Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков в поселке Текос Краснодарского края, которым он руководил в течение 27 лет, с конца августа был опечатан по решению судебных органов, его деятельность приостановлена до 27 ноября. Как считает главный редактор Издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик, немалую роль в этом сыграло Министерство просвещения – учредитель Лицея.
– Артем Симонович, 12 ноября состоялись похороны Михаила Щетинина. Как прошло прощание?
– В поселке Текос Краснодарского края стояла совершенно невероятная погода. Такой красивой поздней осени здесь давно не видели.
На похороны Михаила Щетинина приехало много людей: ученики, выпускники его лицея, родители, соратники – люди, которые работают в разных местах страны и даже за рубежом (в Европе, в Канаде). По моим подсчетам, более 2000 человек.
Кто не смог приехать, тот передавал прощальные слова через своих представителей – как, например, это сделал Шалва Амонашвили, который сейчас ведет мастер-классы в Новосибирске.
После трех месяцев, когда все здания были опечатаны, лицей наконец-то открыл свои двери, и это вселяло надежду, несмотря на трагическое событие.
За время отсутствия детей в лицее Михаил Петрович приложил немало усилий, чтобы улучшить, облагородить территорию, провести необходимый ремонт в главном корпусе, обеспечить подготовку коттеджей к зимнему периоду – до последнего дня он верил, что надо строить и созидать.
Сначала было отпевание в главном здании лицея, приехал отец Василий из соседней Архипо-Осиповки. До его приезда с раннего утра зачитывали отрывки из Евангелия. Это было очень торжественное и пронзительное прощание.
Официальной части в лицее не было, и в этом тоже заключался глубокий смысл, потому что, зная жизнь и личность Щетинина, можно понять, что любые официальные речи в день прощания с ним звучали бы надуманно и фальшиво.
Потом длинной вереницей от лицея шли пешком к местному погосту, несли на плечах гроб с его телом. На кладбище пришли все, и там, на фоне Кавказских гор, дали волю словам и рвущим душу чувствам.
Михаила Петровича похоронили рядом с его родителями. Состоялось долгое прощание.
– Был ли кто-то из официальных лиц?
– Из официальных лиц присутствовал Сергей Рябухин – представитель государственной власти Ульяновской области в Совете Федерации. Пришел глава поселкового совета Текоса. Однако представителей органов управления образованием или Минпроса замечено не было.
Приехали педагоги и директора школ из Геленджика, Краснодара. Прибыла целая делегация учителей из Белгорода, где Михаил Петрович создавал свою первую школу. Они привезли с собой послание от губернатора Белгородской области.
Выступали его выпускники, которые говорили о том, какую роль сыграл в их жизни Михаил Щетинин.
Свое слово сказали коллеги по лицею, и стало ясно, что основанная им педагогическая культура стала достоянием многих людей.
– Звучали ли в прощальных речах обвинения в адрес тех, кто приблизил смерть Михаила Щетинина?
– Примечательно, что о тех обстоятельствах, которые подтолкнули его к смерти, говорилось очень немного – эта история казалась слишком мелкой на фоне его жизни и смерти, все были полны веры в то, что его школа будет жить. Люди лишь просили прощения за то, что не предотвратили действия чиновников, посмевших лишить лицеистов их дома.
После похорон состоялись поминки. На столах не было водки и других спиртных напитков – это был чистый мир, который создавал великий педагог.
По окончании поминок собрался неформальный круг соратников и друзей лицея, которые обсуждали, что они могут сделать для лицея. Из этого обсуждения стало ясно, что Михаил Петрович оставил после себя порядок. Он с самого начала своей педагогической судьбы знал, что и как надо делать, и действовал безошибочно.
Начиная со своего выступления в Останкино в 1989 году он ясно дал понять, что настоящая педагогика – это постоянное усилие, в основе которого – стремление объять необъятное, что и послужило названием для его главной книги и стало духом его школы.
Он утверждал, что надо принимать ребенка целостно, а не по этапам развития. Что знания нужно брать целостно, а не фрагментарно. Что целостная личность и целостная картина мира – это и есть высочайшая задача школы.
Но малое не может вместить большое, и поэтому управленцы не всегда понимали Щетинина, и тогда на пути его школы возникали препятствия, которые он всегда преодолевал, не сдавая ни на миллиметр свои идеи, своих детей, которым был предан бесконечно. Природу этих «препятствий» Михаил Петрович понимал и воспринимал их спокойно даже в эти тяжелые дни настоящего нападения на его лицей.
Во время моих последних визитов в Текос мне невыносимо было видеть пустые здания лицея, отсутствие детей. И я даже представить себе не могу, что на самом деле переживал Михаил Петрович.
А он излучал спокойствие и подыскивал другие варианты: пока детям запрещено быть в лицее (представляете!!!), можно перевести их на семейное воспитание, снять санаторий и ни на день не останавливать образовательный процесс, отправляя туда педагогов трудиться вахтовым методом. А в это же самое время можно еще улучшить школу: что-то достроить, что-то отремонтировать… До самого последнего дня своей жизни Михаил Петрович не терял самообладания.
Последние три месяца он был так бодр, как, казалось, никогда за последние годы. Видимо, это была невероятная мобилизация сил, которые он вложил в мирное урегулирование конфликта с чиновниками. Он уважал правила и законы, и, как бы ни были сложны и порой нелепы по отношению к его педагогическим открытиям предписания, предъявленные лицею, он считал необходимым их выполнить.
С ним воевали, но сам он не воевал: он принимал эти вызовы и был выше любых конфликтов. Он смотрел далеко вперед и говорил: «За нами не успевает система». Думаю, если бы этой истории не случилось, Михаил Петрович еще долго был бы в строю.
Для меня очевидно, что действия Минпроса абсолютно преступны – и не по букве закона, а по педагогическому смыслу. Министр могла бы лично приехать в Текос, встретиться с патриархом педагогики страны, а не поддаваться влиянию интернета, к которому, кстати, само же ведомство призывают относиться осторожно.
В последнюю ночь накануне своей кончины Михаил Петрович отправил своего сына Петра в Москву выяснить в столице ситуацию вокруг лицея.
Петр узнает о смерти своего отца в момент приземления и срочно берет обратный билет.
– Какая ситуация на сегодняшний день складывается в школе Щетинина? Каковы Ваши прогнозы насчет ее будущего?
– Михаил Петрович умер, но оставил нам в наследство полный порядок в своих пониманиях. В самом лицее в строю и педагоги, и лицеисты.
Ученики, которым предстоит сдавать ОГЭ и ЕГЭ, по настоянию Щетинина уехали домой. Другая часть детей перешла на семейное воспитание и по решению родителей продолжает получать знания под руководством педагогов лицея.
Все предписания, предъявленные школе в апреле-мае, школа исполняет. Сейчас разрешено распечатать здания, и лицей готовится к зимнему периоду. 27 ноября, когда закончится срок приостановки деятельности школы, все педагоги будут на месте в полном составе. Научным руководителем избран сын Михаила Петровича, Петр, который сам закончил этот лицей, знает его жизнь изнутри. Ключевые посты в лицее занимают верные соратники Михаила Петровича.
В стартовавшем в этом году нацпроекте «Образование» большое внимание уделяется сельской школе и школам, которые находятся в условиях дефицита ресурсов.
Созданная Михаилом Щетининым школа уникальна, и ее практика может быть распространена на другие российские школы, на поддержку которых направлен нацпроект «Образование». Во-первых, доказано на протяжении трех десятилетий, что школа Щетинина способна существовать, возобновляться, строиться в условиях ограниченных ресурсов. Участие учеников в обустройстве школы наравне со взрослыми входит в уклад Щетининской школы. Что не может построить государство, строят ученики в рамках образовательного и воспитательного процесса.
Во-вторых, школа Щетинина умеет существовать в условиях дефицита не только материальных ресурсов, но и педагогических кадров (частая история на селе). В модель включены механизмы взаимообучения учениками, что приводит к качественным образовательным результатам для учеников, побывавших в роли учителей.
В-третьих, учитель в Щетининской модели становится универсальным специалистом. А это ровно то, чего не хватает сегодня российской школе.
И в-четвертых, ученики школы Щетинина берут на себя ответственность за мир вокруг и, обучившись, не уезжают, как это часто бывает в хороших школах на селе, а в полную силу включаются в развитие своего региона.
Михаил Петрович Щетинин выполнял общероссийские задачи. И поэтому он по праву полагал, что его школа – Лицей – должна быть государственной, и воспринимал прямое подчинение Лицея Министерству образования, а потом просвещения, как признание серьезности и успешности выполняемых лицеем задач.
Именно Щетинин сохранил педагогику сотрудничества в полном объеме. Все достижения этой системы, все идеи, отраженные в «Манифесте педагогики сотрудничества», воплотились в его Школе с удивительным синергетическим эффектом. Этот опыт технологичной высокой педагогики готов к воспроизведению, к передаче другим школам, которые переживают трудности любого порядка.
Всю свою жизнь с перового и до последнего дня Михаил Петрович верил, что главная задача каждого из нас, начиная с самых ранних лет – строить и созидать.
А про систему, которая была, есть и будет не готова к настоящим инновациям, он говорил с улыбкой: «Вот видите, система за нами не успевает!»
Великий человек Михаил Петрович Щетинин. Если кто-то про это не знает или сомневается, стоит посмотреть его выступление в Останкино в конце 80-х. Он тогда уже досконально объяснил нам всем, что значит настоящая педагогика будущего, как важно для педагога, идущего к детям, стремление объять необъятное.
Светлая память! Пусть земля будет пухом!
И нет сомнения, что лицею жить!
Источник: vogazeta.ru
#Школе_Щетинина_Жить #ШколеЩетининаЖить
#ШКОЛЕ_ЩЕТИНИНА_ЖИТЬ #ШКОЛЕЩЕТИНИНАЖИТЬ